Наталья Дикусарова: политик и … музыкант

Наталья Дикусарова: политик и … музыкант

01.10.2017 1

Наталья Дикусарова – наверное, самый музыкальный депутат Законодательного собрания Иркутской области. Помимо того, что она имеет соответствующее образование, первая запись в ее трудовой книжке гласит: «учитель музыки в Лесогорской детской музыкальной школе». Здесь многие читатели сделают вполне логичное предположение, что этот человек, скорее всего, слушает исключительно классику – и будут абсолютно неправы. Наталья Дикусарова предпочитает ту музыку, которая способна заворожить ее интересными решениями композитора, или манерой исполнения, или голосом певца, или какими-то другими «изюминками». А классика это или попса – вопрос второстепенный.

1. Когда я заканчивала музыкальную школу по классу фортепьяно,

моим выпускным экзаменом стала «Колыбельная Клары» из оперы Гершвина «Порги и Бесс». Эту очень сложную для исполнения вещь мне предложила сыграть Лариса Яновна Колесникова, мой педагог. Ох, и намучалась же она со мной и этой «Колыбельной»! Но в итоге я сыграла ее на твердую «четверку». И даже сейчас, хоть уже давно не музицирую, наверное, смогла бы сыграть ее снова – если бы были ноты под рукой и немного времени, чтобы вспомнить былые навыки.

2. А когда приехала в Иркутск

и начала учиться в институте, я впервые попала в музыкальный театр – на «Юнону и Авось». И после этого я сходила на нее еще 44 или 45 раз – за все пять лет учебы не пропустила ни одной постановки. Я слышала эту рок-оперу в самых разных исполнениях, в том числе и с Караченцевым, но твердо уверена, что самое лучшее — в нашем «Загурском». С иркутянами, на мой взгляд, может сравниться лишь Александр Маршал и Эрика – у них очень интересное и необычное прочтение «Юноны».

А однажды мне даже посчастливилось спеть «Ты меня на рассвете разбудишь» вместе с самим Варлашовым – одним из двух постоянных исполнителей партии Резанова в постановке иркутского музтеатра и «Театра Пилигримов». Тогда я внаглую пришла в музыкальное училище, где он преподавал, и раздобыла там номер его сотового телефона, позвонила и сделала предложение, от которого Вячеслав Владимирович не смог отказаться. Мы провели три репетиции, а затем исполнили этот романс в зале Законодательного Собрания, поздравив таким образом коллег с праздником – по-моему, это было 23 февраля. Ничего не могу сказать про его ощущения, но лично я тогда прикоснулась к чему-то очень и очень прекрасному.

Кстати, «Юнону» оценила и моя старшая дочь – ей уже тринадцать, и я недавно сводила ее на эту рок-оперу.

3. Мало кто из российских певцов

может сравниться с Григорием Лепсом своей силой голоса. Причем Лепс – это не только «Рюмка водки на столе» или «Натали», хотя и эти вещи очень хороши. Вы только послушайте, как он исполняет песни Высоцкого! Я сейчас просто говорю об этом – а у меня уже мурашки по коже. Лепс привносит в них что-то очень свое – а Григорий Викторович человек весьма образованный и глубокий, о чем более чем красноречиво говорят его интервью.

4. Меня до глубины души поразил и голос Наргиз,

который способен превратить любую песню в настоящее произведение искусства. А потом я услышала, с каким надрывом она исполняет патриотические песни… В конце октября в Иркутске будет концерт Наргиз, и я, если ничто не помешает, схожу на него – хотя вообще крайне редко бываю на подобных мероприятиях. С одной стороны, страшно разочароваться, но с другой – я часто вижу ее по телевизору, и очень непохоже, что она поет под фонограмму.

(От секретного агента: а для меня стало настоящим открытием, что выбранная Натальей Дикусаровой песня «Верните память» была написана … официальным представителем МИД РФ Марией Захаровой. Да-да, той самой, что так метко и едко «припечатывает» наших геополитических «партнеров»! Она автор и слов, и музыки этого хита Наргиз).

5. С песней Маршала «Иркутская история» у меня

связана своя собственная жизненная история. Все ведь знают, что эта вещь была написана для предвыборной кампании Межевича (от секретного агента: может быть, об этом действительно знают все – но для меня данный факт стал еще одним настоящим открытием! Тем более что порою я подвизаюсь на ниве политической журналистики). Помощницей Валентина Ефимовича я стала уже после тех губернаторских выборов – и однажды он подарил мне один из нескольких записанных Маршалом первоисточников песни. Это была такая маленькая магнитофонная кассетка (прим. секретного агента: возможно, речь идет о цифровом формате звукозаписи DAT. Эти кассеты действительно были меньше обычных, и очень ценились многими профессионалами за компактность, высокое качество звучания, удобные функции управления и возможность редактирования уже записанного материала). Впрочем, эта песня имеет большое значение не только для меня, но и для всего Приангарья, для которого она стала настоящим гимном. Она, кстати, звучала и на днях со сцены музтеатра, во время празднования 80-летия Иркутской области. Я тоже пытаюсь ее петь, но только не публично – эта вещь очень сложна для исполнения.

6. На выпускном концерте в своей Лесогорской музыкальной школе

я исполняла песню Валентины Толкуновой «Поговори со мною, мама!» Правда, когда я предложила ее своему педагогу, он сомневался, окажется ли она мне по силам? Не слишком ли эта вещь для меня высока по тембру голоса? Но мне очень хотелось спеть о самом главном для каждого из нас человеке, который любит нас больше всех, переносит вместе с нами все невзгоды, всегда нас поддерживает — и обязательно придет на выпускной вечер. Мы долго работали над этой песней, а потом … потом плакал весь зал, а я думала, что не смогу допеть, потому что у самой комок подкатывал к горлу…

7. Но моя самая главная и трепетная любовь – это

Анна Герман. С ее творчеством меня познакомила бабушка. Впрочем, она открыла мне не только Анну Герман, но и Валентину Толкунову, и Людмилу Зыкину. Кстати, в годы Большого террора

бабушка была репрессирована и много лет провела в Тайшетлаге – в то же самое время, что и Зыкина. Возможно, они даже пели вместе, хотя точно я не знаю – в те годы было не принято много говорить о таком прошлом …

Да, бабушка очень хорошо пела – и очень любила исполнять песни Анны Герман. А спустя годы, уже переболев дискотеками и современными хитами, их запела и я. Мы часто поем их за семейным столом во время различных праздников – у нас вообще очень певучая ячейка общества.

8. Правда, у нас с мужем совершенно разные музыкальные вкусы.

Даже в нашей машине живут две отдельные флэшки: на одной – моя музыка, на другой – его. И это очень интересно – мы постоянно открываем друг другу что-то новое. Многое, конечно, вызывает отторжение: мне, например, категорически не нравятся его любимые Bee Gees. Однако бывают и поистине замечательные открытия – одним из них для меня стала California Dreamin от «The Мamas & the Papas»… «Подсадив» меня на эту вещь, муж довольно констатировал, что я, наконец-то, стала приличным человеком – после всех этих Лепсов…

9. Мои подрастающие дочери тоже слушают музыку. Свою.

А вместе с ними ее слушаю и я. А не так давно они начали заниматься в Школе современного танца. И вместе с ними я открыла для себя танцевальные направления ВОГ и ДЭНСХОЛЛ – это то, что вы видите на заднем плане практически любого нынешнего музыкального видеоклипа. Правда, там на это не особо обращаешь внимание – но, увидев данное явление вживую, я оценила, насколько оно может быть красиво!

10. А когда была подростком сама,

я сходила с ума от Евгения Осина – и знала наизусть все его хиты! Но особенно всегда любила «Ялту». И даже нынешним летом, приехав в Ялту, где-то в полночь я вышла к морю, включила интернет и отыскала эту песню. А вошел Осин в мою жизнь вместе с первым моим магнитофоном, о котором я так мечтала, и который мне так неожиданно, без всякого повода, подарили однажды родители. И вместе с ним – кассету Осина, затертую мною потом буквально до дыр и потери приличного звучания.

Игорь Алексич, секретный агент, Иркутская торговая газета