Север Иркутской области переориентируется на Красноярск

Север Иркутской области переориентируется на Красноярск

01.03.2017 1

Уже в октябре этого года планируется завершение строительства дороги Братск — Тайшет. Эта дорога начинала строиться ещё в советские годы, долгое время работы были заморожены, но в 2014 году они были возобновлены. Проехать на легковом автомобиле по этой дороге можно и сейчас, но только в зимнее время года.

Это связано с отсутствием моста через одну из небольших рек. Именно этот мост и небольшой участок дороги длиной около полутора десятков километров планируют построить в этом году. Пока что новый участок дороги будет лишь в грунтовом исполнении, асфальтом его покроют в течение ближайших лет. Но это не отменяет главного: расстояние по автомобильной дороге от Братска до Красноярска сократится почти на 250 километров и оно будет практически такое же, как расстояние от Братска до Иркутска.

Стоит отметить, что по железной дороге в Красноярск из Братска и сейчас ехать на 6-7 часов меньше, чем до Иркутска.

К чему это приведёт? Братск и все северные территории Иркутской области очень быстро переориентируются с Иркутска на Красноярск. Эти изменения произойдут в течение нескольких лет.

Сейчас многие предприниматели, занимающиеся розничной продажей, работают с иркутскими оптовиками. После введения в эксплуатацию дороги они очень быстро переориентируются на Красноярск. Смысл работать с Иркутском, если Красноярск теперь будет ближе, а оптовые цены там ниже? Скорость, а главное стоимость доставки товаров из Красноярска в Братск будут более привлекательными. Очень быстро в Братск придут и торговые сети из Красноярского края, которые очень сильно потеснят ту же «Слату».

Немного дольше будут происходить процессы переориентации на Красноярск жителей севера Иркутской области. В первую очередь это касается молодёжи. Пока что миграционный отток населения с северных территорий значительной долей оседает в Иркутске. Большое количество молодёжи выбирает для получения высшего образования ВУЗы столицы Приангарья. Сейчас в том числе на коммерческой основе в Иркутске учится огромное количество молодёжи с севера.

Объяснение этому логичное — у уезжающих на постоянное место жительства или на обучение людей на малой родине остаются родственники и близкие, с которым не хочется терять связь. Иркутск давал иллюзию того, что этот город близок к их родным местам. Теперь более близким во всех смыслах станет Красноярск. Зачем теперь ехать за образованием в Иркутск, если Красноярские ВУЗы ближе, а выбор специальностей в них шире?

В перспективе 3-5 лет Иркутск потеряет рынок сбыта объемом около полумиллиона человек — именно столько составляет численность населения севера Иркутской области. Выше приведено лишь два примера — розничная торговля и высшее образование, но на самом деле список сфер, которые «сдуются» в Иркутске после того, как север Приангарья переориентируются на Красноярск, будет очень большой. Отражение всех этих процессов можно будет найти в сокращении доходов бюджета как Иркутской области, так и города Иркутска, а также в некотором сокращении количества занятых в экономике.

За это иркутянам стоит сказать спасибо всем главам региона, которые управляли областью последние десять-пятнадцать лет, а также депутатам регионального и федерального парламентов последних созывов. Братск, как и весь север Иркутской области был просто забыт.

Дорога Тулун — Братск находится просто в ужасном состоянии, по ней комфортно передвигаться лишь на внедорожниках. Она и её состояние, кстати, тоже сыграет свою роль в скорости переориентации севера Приангарья на Красноярск. Дорога Братск — Усть-Илимск ещё хуже, а дорога Братск — Усть-Кут вообще до сих пор не покрыта асфальтом. При наличии огромных территорий региональная авиация в Иркутской области не развита, стоимость авиабилетов Братск — Иркутск для большинства населения заоблачна. Инфраструктура севера Иркутской все эти годы была вне поля зрения властей.

Интересно будет посмотреть за тем, когда в Иркутске поймут, что северная часть Иркутской области теряет экономические и социальные связи с южной. Когда придёт осознание того, что именно на севере области нужно срочно строить дороги, а не осваивать миллиарды рублей на строительстве дорог лишь в окрестностях Иркутска и Листвянки? Когда в правительстве области поймут, что нужно по настоящему развивать региональную авиацию, а не думать лишь о том как лучше приватизировать иркутский аэропорт?

Андрей Антоненков, Братск